Для слабовидящих
A+A-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 комбинированного вида»
Лесная сказка
image/svg+xml +7 (415-2) 25-74-29
image/svg+xml +7 (415-2) 25-54-28

Инструктор по физической культуре — Гордейчук Татьяна Яковлевна

График работы инструктора по физической культуре (плавание)

Понедельник

8.00 — 9.10 Подготовка бассейна к занятиям (наполнение водой, регулировка температуры воды, приготовление спортивного инвентаря).
9.10 — 9.30 Предварительная работа по группам, работа с журналом.
9.30 — 9.50 Совместная деятельность с медицинским персоналом.
9.50 — 10.00 Консультация, работа с воспитателями.
10.00 — 10.20 Занятие в группе ( 1-я подгруппа)
10.30 — 10.50 Занятие в группе  ( 2-я подгруппа)
11.10 — 11.40 Занятие в группе  ( 1-я подгруппа)
11.40 — 12.10 Занятие в группе  ( 2-я подгруппа)
12.10 — 12.35 Занятие в группе
12.35 — 13.05 Уборка спортивного инвентаря и бассейна.
13.05 — 13.35 Разработка конспекта занятий.
13.35 — 14.00 Пополнение картотеки подвижных игр.

Вторник

8.00 — 9.10 Подготовка бассейна к занятиям (наполнение водой, регулировка температуры воды, приготовление спортивного инвентаря).
9.10 — 9.30 Предварительная работа по группам, работа с журналом.
9.30 — 9.50 Индивидуальная работа с обслуживающим и младшим персоналом.
9.50 — 10.10 Консультация, работа с логопедом.
10.10 — 10.35 Занятие в группе  ( 1-я подгруппа)
10.45 — 11.10 Занятие в группе  ( 2-я подгруппа)
11.20 — 11.45 Занятие в группе
11.55 — 12.25 Занятие в группе
12.25 — 12.40 Индивидуальная работа с детьми
12.40 — 13.05 Уборка спортивного инвентаря и бассейна.
13.05 — 13.35 Разработка конспекта занятий. Работа с родителями.
13.35 — 14.00 Пополнение картотеки подвижных игр.

Среда

8.00 — 9.10 Подготовка бассейна к занятиям (наполнение водой, регулировка температуры воды, приготовление спортивного инвентаря).
9.10 — 9.30 Предварительная работа по группам, работа с журналом.
9.30 — 9.50 Изготовление пособий к занятиям ( праздникам, развлечениям).
9.50 — 10.00 Консультация, работа с логопедом.
10.00 — 10.20 Занятие в группе  ( 1-я подгруппа)
10.20 — 10.40 Занятие в группе ( 2-я подгруппа)
10.50 — 11.20 Занятие в группе
11.30 — 12.00 Занятие в группе
12.10 — 12.35 Индивидуальная работа с детьми
12.35 — 13.05 Уборка спортивного инвентаря и бассейна.
13.05 — 13.35 Разработка конспекта занятий. Составление перспективного плана на месяц.
13.35 — 14.00 Пополнение картотеки подвижных игр.

Четверг

8.00 — 9.10 Подготовка бассейна к занятиям (наполнение водой, регулировка температуры воды, приготовление спортивного инвентаря).
9.10 — 9.30 Предварительная работа по группам, работа с журналом.
9.30 — 9.50 Совместная деятельность с медицинским персоналом.
9.50 — 10.00 Индивидуальная работа с воспитателями.
10.00 — 10.20 Занятие в группе  ( 1-я подгруппа)
10.30 — 10.50 Занятие в группе  ( 2-я подгруппа)
11.00 — 11.30 Занятие в группе  ( 1-я подгруппа)
11.30 — 12.00 Занятие в группе  ( 2-я подгруппа)
12.00 — 12.30 Занятие в группе
12.35 — 13.05 Уборка спортивного инвентаря и бассейна.
13.05 — 13.35 Разработка конспекта занятий. Работа с родителями.
13.35 — 14.00 Оформление в группах уголка для родителей

Пятница

8.00 — 9.10 Подготовка бассейна к занятиям (наполнение водой, регулировка температуры воды, приготовление спортивного инвентаря).
9.10 — 9.30 Предварительная работа по группам, работа с журналом.
9.30 — 9.50 Занятие в группе  ( 1-я подгруппа)
10.00 — 10.20 Занятие в группе ( 2-я подгруппа)
10.30 — 10.55 Занятие в группе  ( 1-я подгруппа)
10.55 — 11.20 Занятие в группе ( 2-я подгруппа)
11.30 — 11.55 Занятие в группе
12.05 — 12.30 Занятие в группе
12.30 — 12.45 Уборка спортивного инвентаря и бассейна.
12.45 — 13.00 Совместная деятельность с медицинским персоналом.
13.00 — 13.10 Консультация, работа с воспитателями и логопедами
13.10 — 13.40 Разработка конспекта занятий.
13.40 — 14.00 Пополнение картотеки подвижных игр. Работа с табелем посещаемости.

Консультация для воспитателей ДОУ «Дыхательная гимнастика в детском саду: комплексы для детей 2-3, 4-5, 6-7 лет»

Детский иммунитет очень хрупкий. Родители зачастую не понимают причин частых ОРЗ, насморков, длительного кашля. А виной тому может быть поверхностное дыхание. Оно неполноценное — вдох и выдох производится в неполную силу. Вентиляция легких ухудшается, организму не хватает кислорода.

Дыхательная гимнастика быстро и эффективно помогает дошкольникам справиться с болезнями, укрепляет иммунитет.

Польза дыхательной гимнастики

Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто. Обратите внимание на следующие внешние признаки:

  • Бледность
  • Утомляемость
  • Сонливость
  • Медлительность
  • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
  • Дыхание через рот
  • Частые респираторные заболевания.

От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания — обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:

  • Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

  • При заболеваниях ЖКТ

Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

  • Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

Улучшается циркуляция крови в мышцах.

  • При заболеваниях сердца

Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

Тренируются мышцы органов речи.

Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду

Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей — укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше:

  1. Укрепление иммунитета
  2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  3. Корректировка дефектов речевого дыхания
  4. Повысить уровень кислорода в крови
  5. Улучшить обменные процессы детского организма
  6. Научить детей носовому дыханию
  7. Избавиться от поверхностного дыхания
  8. Развить плавный вдох, длительный выдох
  9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

Общие правила выполнения

Основная задача педагога — научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

  • Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
  • Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
  • Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
  • Первые занятия проводите лежа на спине.
  • Не говорите дошкольнику: «Быстрее дыши, глубже». Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
  • Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
  • Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
  • В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

Упражнения

Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников.

Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке до обеда, вечером. Форма занятий — игровая.

Комплекс для детей 2-3 лет

Упражнение Цель Исходная позиция Инструкция Повторы
Пузырики Учимся правильно дышать. Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через носик, надуваем щечки (как пузырьки). Выдох через рот. 2-3
Насосик Обучение правильному дыханию. Стоя На вдох — приседаем, на выдохе — встаем в исходное положение. Чем ниже приседание, тем глубже вдох. 3-4
Рубим дрова Укрепление физиологического дыхания. Стоя, руки опущены Вдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе — наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова. 3
Трубач Обучение плавному выдоху. Сидя или стоя в удобном устойчивом положении. Руки сложить трубой, поднести ко рту. Свободно вдохнуть, на выдохе громко сказать: «П-ф-ф..». 5
Паровозик Ритмичное дыхание, контроль за его частотой. Ходим по игровой комнате. Руками изображаем движения колес паровоза. Во время хождения друг за другом на выдохе приговариваем ритмично: «Чух-Чух». 30 секунд
Мяч Обучение длительному выдоху. Стоя. В руках зажат мяч. Руки готовятся к броску. Неглубокий вдох, на выдохе делаем бросок мяча вперед с силой и говорим протяжно: «У-у-ух». 5-6

Дыхательную гимнастику для детей младших групп (2-3 лет) следует проводить в форме веселой игры. Обязательно участие взрослых, воспитателей.

Комплекс для детей 4-5 лет

Дошкольники средней группы детского сада, более самостоятельные и подвижные. Дыхательная гимнастика для детей от 4 лет может включать в себя следующие задания:

Упражнение Цель Исходное положение Инструкция Повторы
Слушай свое дыхание Обучение контролю над ритмом, глубиной дыхания. Удобная для ребенка позиция. Сидя, лежа, стоя. Мышцы тела расслаблены. Спокойно дышим и слушаем себя. Наблюдаем за тем, куда проходит воздушная струя, как двигается грудная клетка и т.д. 1-2 раза
Воздушный шар Тренировка мышц брюшной полости, контроль за наполнением легких воздухом. Лежа на спине, руки протянуты вдоль тела. Концентрация внимания на животе. Медленно, глубоко вдыхаем, наблюдаем, как поднимается, опускается живот. 5-10
Подыши одной ноздрей Тренировка мышц дыхательного аппарата. Любое удобное расположение тела. Мышцы полностью расслаблены. Открываем ноздри для вдоха и выдоха попеременно. Через одну вдыхаем медленно, глубоко, через другую выдыхаем. 6
Трубочка Укрепление мышц носоглотки, легких. Сидя, стоя Делаем максимально глубокий выдох через нос, при этом живот, ребра должны подтянуться к телу. Вытягиваем губы трубочкой и резко вдыхаем как можно больше воздуха. Задерживаем дыхание. Поднимаем голову вверх, выдыхаем через нос. 6
Мыльные пузыри Укрепление тонуса мышц легких, носоглотки. Стоя Поднимаем голову в ИС и выдыхаем медленно через нос. Вдыхаем, не опуская голову. Выдыхаем с опущенной головой носом. 4
Ежик Тренировка ритмичного неглубокого дыхания. Стоя. Голову поворачиваем в ритме марша. При каждом повороте головы влево-вправо делаем короткий вдох носом, дышим шумно, напрягая мышцы носоглотки. Выдыхаем через нос. 6

Комплекс для детей 6-7 лет

Для этого возраста и более младшего подойдут дыхательные упражнения для детей по методу Толкачева, гимнастика по Стрельниковой. Разминку можно начинать с комплекса для детей 3-4 лет.

Упражнение Цель Исходное положение Инструкция Повторы
Качалка Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата. Сидя на стульчике, ладошки лежат на коленях. Раскачиваем тело в стороны с небольшими наклонами. Вдыхаем через нос, на выдохе говорим: «Ф-р-о-о-ох». 6-8
Достань пол Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата. Стоя. Руки вперед, ноги чуть расставлены по сторонам. Вдохнуть носом и сделать медленный наклон, доставая руками до пола. Во время наклона говорим на выдохе: «Бак». 4
Прыжки Контроль за ритмом, глубиной дыхания. Стоя, руки вытянуты по швам. Прыгаем на обеих ножках вверх. Каждый прыжок сопровождаем словом «Ха». Стараемся дышать ровно. 12-16 прыжков чередуем с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза.
Заблудился Тренировка мышц речевого аппарата. Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор. Делаем медленный вдох, на выдохе произносим: «АУ….». 8-10
Задуй свечку Тренировка мышц речевого аппарата. Стоя Делаем вдох и задерживаем дыхание. Складываем губы трубочкой и выдыхаем с силой три раза, задуваем воображаемую свечу, проговаривая во время выдоха : «Фу, Фу…». 4

Логопеды, воспитатели — это грамотные специалисты по работе с детьми разного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Дети продолжают профилактику болезней в старшем возрасте самостоятельно.


Консультация для родителей «Плавание в ДОУ — здоровые дети!!!»

СанПИН к бассейнам. Нормы и правила посещения для детей. Плавательный инвентарь для бассейна.

В данной статье мы поговорим о бассейне в детском саду, рассмотрим его оздоравливающее воздействие на детей. Приведем подробные описания требований к гигиене бассейна и прилегающих помещений, расскажем о функциях обслуживающего персонала, описанные в СанПиН. Также отдельно оговорим безопасность детей и необходимые для посещения бассейна.

Водоём в садике имеет специфические отличия от общественного: всё должно быть рассчитано на детей, а их интересы и особенности, в обязательном порядке, должны учитываться. К детским учреждениям предъявляются максимально жесткие требования по гигиене и санитарным нормам, чтобы пребывание в воде было абсолютно безопасным и приносило только пользу. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты и особенности бассейнов при детских садах.

Оздоравливающее действие плавания на организм ребенка

Польза плавания в бассейне для гармоничного развития и здоровья ребёнка доказана многократно. Занятия в воде помогают развивать и укреплять мышечный корсет и правильную осанку, а ритмичное дыхание способствует профилактике вирусно-респираторных заболеваний. Также плавание – один из самых менее травмоопасных видов спорта, так как тело полностью поддерживается водой, и нагрузка распределяется равномерно на все группы мышц. Улучшение кровообращения в ходе занятия способствует повышению мозговой активности.

Плавание сочетает в себе одновременно и работу и расслабление, поэтому мышцы напрягаясь, а затем, растягиваясь, становятся сильнее и крепче, но при этом не увеличиваются в объеме. Детские занятия в бассейне не могут нанести вреда, ведь их даже используют при реабилитации больных.

На занятиях детей учат не только разным стилям плавания, но и нырянию в бассейне, которое способствует улучшению работы лёгких, координации, выработке навыка выдоха под водой. А еще правильное дыхание помогает насытить клетки мозга кислородом. Играя в водоёме, дети могут освободить лишнюю энергию, а волны воды, поддерживающие тело, как массаж – расслабят, успокоят и на некоторое время избавят ребенка от гиперактивности.

Кроме положительного влияния на общее состояние здоровья, игры в воде улучшают эмоциональное и психологическое состояние ребенка.

СанПиН-требования к детским бассейнам

СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) – являются основополагающим сводом правил при организации бассейна. В данном документе прописаны все указания, требования и нормы, которые должны строго и полностью соблюдаться. Рассмотрим некоторые, наиболее важные из них.

Итак, что же должно в обязательном порядке быть вблизи бассейна?

  • 2 раздевалки;
  • Просторный зал с водоёмом;
  • Душевые, туалетные комнаты;

Теперь рассмотрим функции и обязанности людей, которые должны присутствовать в течение всего занятия по плаванию: инструктор

Инструктор по физической культуре (именно он обучает плаванию в бассейне) должен проследить, чтобы дети приняли душ до того, как они пойдут в бассейн.

Большое значение в СанПиН придаётся мероприятиям по дезинфекции и дезинсекции бассейна, тому, сколько раз и как нужно снимать пробы и анализы воды, бактерий и т.д. СанПиН также уделяет внимание чистоте воды. Её полная замена при постоянной циркуляции, должна осуществляться за 8 часов. В случае если нет постоянно циркуляции, то сброс и набор воды должен осуществляться ежедневно, согласно СанПиН. Очистка бассейна в детском саду должна производиться специальными службами или ответственными за данную операцию работниками.

Согласно СанПиН, бассейн и прилегающие комнаты в детском саду могут стать очагами массового заражения – грибковой, аденовирусной, паразитарной инфекции. Поэтому, обработка и дезинфекция должна производиться регулярно и по установленным правилам. Ежедневной обработке подлежат душевые и туалетные комнаты, раздевалки, поверхности скамеек.

Генеральная уборка в бассейне стандартно проводится раз в месяц. Контроль качества воды осуществляется раз в сутки, параметры микроклимата – 2 раза в год, состояние воздушной среды, уровень шума и освещения – раз в год, бактериологические и паразитологические анализы поверхности воды – раз в квартал. Интересный факт: Рекомендуемое время пребывания в бассейне, регулируется исходя из возраста детей: младшая группа – 15-20 минут, средняя группа – 20-25 минут, старшая и подготовительная группы – 25-30 минут.

Зимой занятия в бассейне должны проходить после прогулки, если нет возможности это сделать, то между купанием и прогулкой должно пройти не менее 50 минут.

Занятия по плаванию в детском саду

Перед занятием с детьми нужно провести краткий инструктаж по поведению в воде: внимательно следить за инструктором по физической культуре и выполнять его распоряжения, ни в коем случае не бегать и не шуметь, а в случае плохого самочувствия немедленно сообщить об этом.

Следующий этап: дети обязательно должны помыться в душе, чтобы пыль и какие-либо еще загрязнения не попали в бассейн. В случае необходимости инструктор и младшие воспитатели должным помочь детям. Для того, чтобы вашего ребенка пустили в бассейн, нужно подготовить следующие вещи:

  • Закрытый купальник для девочки, плавки для мальчика;
  • Длинный халат с капюшоном;
  • Полотенце;
  • Купальная шапочка и резиновая обувь;
  • Гольфы, носки;
  • Сменные трусы и майка.

После каждого занятия, вещи нужно забирать домой, чтобы выстирать и просушить.

Занятие начинается с короткой физической разминки на суше, в ходе которой дети должны размяться и разогреть мышцы для дальнейшей работы в воде. Это необходимый этап, так как если сразу, не разминаясь пойти в воду – мы не добьемся желаемого оздоровительного эффекта.

В воде бассейна дети выполняют указания инструктора, обучающего какому-либо стилю плавания, и тут же отрабатывают приобретенные навыки. После обучения, начинаются игры, которые очень нравятся детям и приносят массу положительных эмоций.

Финальная часть занятия по плаванию в детском саду – свободное плавание, когда дети просто резвятся в воде, без какого-либо задания.

Безопасность детей в бассейне

За тем, чтобы во время занятия с детьми ничего не приключилось, внимательно следит инструктор по физической культуре, и в некоторых случаях младшие воспитатели.

Поскольку перед тем, как пойти в бассейн дети должны помыться в душе, кабины снабжены должны быть снабжены антискользящими ковриками, что делает пребывание там детей полностью безопасным.

В некоторых группах практикуется такая методика, как использование надувных нарукавников, так детям будет намного проще и безопасней держаться на воде.

В обязательном порядке нужно объяснить детям, что возле бассейна нельзя бегать, так как можно поскользнуться и упасть. Также опасность представляет плитка, которой выложен бассейн, ею можно порезаться, например, если дети будут прыгать с бортиков бассейна в воду, не используя лестницу. Обо всех опасностях нужно провести с детьми беседу, что поможет уберечь их от возможных травм.

Инвентарь для занятия

Для того, чтобы занятие в воде в детском саду было продуктивным и увлекательным для детей, используются некоторое спортивные и игровые материалы:

  • Доски из пенопласта и пластмасса;
  • Мячики;
  • Игрушки для ныряния;
  • Надувные круги.

Доски из пенопласта или пластмасса используются при обучении плаванию: например, нужно зажав доску ногами, держаться наплаву только с помощью рук, или наоборот, совершать ногами активные движения, держа доску руками. Назначение этого спортивного инвентаря на занятиях в детском саду скорее обучающее, чем развлекающее, но, можно сделать процесс увлекательнее для детей, если представить задание как игру или использовать цветные доски.

С помощью надувных мячиков можно выполнять множество физических упражнений и даже игр в воде, например, детям очень понравится волейбол в бассейне или эстафета с обменом мячей на скорость.

Как понятно из названия, игрушки для ныряния нужны для обучения именно этому процессу. Чтобы ребенку было интересно и не страшно оказываться под водой, можно давать ему несложные задания, например, дотронуться до прикрепленной к полу бассейна игрушки или поднять её. Самая распространенная и популярная разновидность – игрушечные водоросли. С их помощью можно не только обучить ребенка нырянию, но и придать бассейну более живописный вид.

Функция надувного круга – удерживать ребенка на поверхности воды. Используются для самых первых занятий, когда происходит только знакомство с плаванием.

Водные праздники в детском саду

С появлением бассейнов в детских садах, спортивные праздники стало можно проводить не только в зале, но и в воде.

Это не только возможность для детей порезвиться, но и шанс показать родителям всё, чему ребенка научили за время занятий. Дети могут продемонстрировать свои навыки и умения, такие как: нырять, плавать, работать в команде.

Такие водные праздники очень нравятся детям, так как сочетают в себе и физические упражнения, и игры, обставленные инструктором по физической культуре и воспитателями, как театрализованное представление.

Кроме того, дети развивают коммуникативные навыки общения, работы в команде, умение помочь другу, развитие ловкости и скорости реакции, а также просто получают положительные эмоции, имеют возможность направить энергию и активность в полезное русло.

Праздники, устраиваемые работниками детского сада, в воде являются неоспоримо полезными спортивно-оздоровительными мероприятиями, так как у детей формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни и физическим упражнениям как приятной её части. Праздники чаще всего посвящены морской тематике, в рамках которой и проходят игры, состязания, соревнования. Детям нужно плавать, нырять, работать в команде, выполнять несложные действия под водой, например, передавать мячик.

В качестве спортивного инвентаря, который можно использовать в праздники, могут применяться резиновые надувные мячики, обручи, веревки, доски из пенопласта или пластмасса.

Можно привести несколько примеров игр в воде, с которыми праздники будут интереснее, как и обычное занятие: дети делятся на две команды, перед каждой размещаются обручи и нужно забросить как можно большее количество мячей в обручи соперника.

А для самых маленьких подойдет такая игра: ведущий берет в руки какую-либо игрушку, относящуюся к теме праздника, например, рыбку и плывет с ней, а дети должны догонять.

Праздники в бассейне – очень необычное, приятное и радостное мероприятие для детей и возможность показать их родителем пользу и преимущества выбора именно этого детского сада.

Как мы видим из всего вышеприведенного, отдать ребенка в детский сад с бассейном или просто водить его на занятия плаванием – разумное и правильное решение. Этот вид спорта и отдыха укрепит организм ребенка, разработает мышцы.